Адрес:  ул. Преображенская, д. 2. c. Спас-Заулок, Клинский район, МО

Сайт: hramspz.ru   Телефон: (49624) 5-22-89

Настоятель: священник Василий Денисюк

Как добраться
Проезд маршр. такси или автобусами № 21, 35, 39, 209 до Спас-Заулка, 2-я остановка.
Проезд автомобилем: по Ленинградскому шоссе в сторону Твери, почти до границы Московской и Тверской областей.

История храма

Первые упоминания храма в селе Спас-Заулок относятся к середине XVII века. В альбоме иностранного путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви (три стоящих рядом сруба). Видимо, в начале XVIII века церковь была перестроена.
Из документов конца века известно, что храм представлял собой три убывающих по высоте четверика (кубических сруба). С востока к четверику примыкал пятигранный алтарь, с запада — трапезная и колокольня. С середины XIX века он был увенчан куполом с главкой. Храм опирался на каменный фундамент, кровли его были покрыты железом, а стены снаружи обшиты тесом. Все эти меры защищали конструкции от гниения, и храм, построенный без единого гвоздя, простоял до 70-х годов XX века.
Храм был небольшим, поэтому к началу XIX века, когда приход вырос, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Во всех окрестных селах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. Особенностью спас-заул-ковского прихода было отсутствие подобных людей. Поэтому был объявлен сбор средств, для чего при дороге сооружена небольшая часовня.
Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро.
В 1833 году, при настоятеле Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, не хватало колокольни и внутренней отделки. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из деревни Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, составившего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий.
Его творение — грандиозный храм в стиле позднего классицизма. Размеры церкви могут поразить воображение: высота под главным куполом составляет 33 метра (высота 10-этажного дома). Четырехстолпный основной объем увенчан большим центральным барабаном с куполом и четырьмя малыми. Фасады храма и четырехъярусной колокольни украшены величественными портиками и колоннадами. Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали — из белого камня.
Вскоре после постройки в столпах были замечены трещины, вызванные постепенной усадкой стен. Митрополит Московский Филарет, который лично следил за строительством спас- заулковского храма, тревожился за его состояние. Однако трещины были вскоре заделаны и на прочность здания не повлияли. Одновременно с храмом была сделана каменная ограда с воротами и двумя сторожками. До наших дней дошли только северные ворота и сторожки, правда в сильно перестроенном виде, но и в этом виде они представляют исторический интерес, поскольку подобных сооружений сохранилось немного.
В 1844 году, через несколько лет после завершения строительства храма, при нем открылось приходское училище — одно из первых учебных заведений Клинского уезда, где не было сословных ограничений. В училище преподавал священник Петр Лебедев, бывший тогда настоятелем Преображенской церкви. При его преемнике протоиерее Михаиле Львове в 1850 году осуществилась перестройка старой деревянной церкви, которая после появления каменного храма пустовала. Церковь была оформлена в стиле классицизма и освящена во имя пророчицы Анны.
В 1859 году выполнены росписи в Преображенском храме, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 отлит большой колокол весом 8360 кг.
Протоиерей Михаил был настоятелем до конца XIX века. Затем его сменил протоиерей Евгений Афонский из семьи потомственных священнослужителей, духовник благочиния, человек образованный и обладавший музыкальным дарованием. Он играл на скрипке. Говорят, что во время занятий он иногда выходил на балкон и устраивал концерт для сельских детей. Настоятельство отца Евгения совпало с самым трагическим периодом российской истории — двумя тец вгении революциями 1905 и 1917 годов мировыми войнами. После революции начались гонения на церковь, закрытие храмов. Сын священника Евгения иерей Михаил Афонский, служивший в церкви соседнего Тешиловского погоста, был осужден по политической статье 58 п.10 на три года лагерей. После 1937 года богослужения в спас-заулковском храме были запрещены властями, и храм был разграблен. Но еще долгие годы до конца войны отец Евгений продолжал совершать таинства крещения и венчания в маленькой соседней церкви пророчицы Анны. Умер он уже после войны и похоронен на сельском кладбище.
Во время Великой отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Погибшие советские солдаты похоронены в братской могиле к западу от церкви. Преображенская церковь тоже пострадала от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви был устроен склад ядохимикатов. За долгие годы существования склада убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание было окончательно брошено на произвол судьбы: кровли сорваны, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.
Еще тяжелее сложилась судьба Аннинской церкви. После войны ее внутреннее убранство было уничтожено, а в церкви, несмотря на то что она стояла посреди кладбища, устроили сельский клуб, куда ходила на танцы молодежь. Храм перегородили на два этажа: сбросили увенчивавшую его главку. В 1980-х возник план перевозки церкви в музей деревянного зодчества под Истрой. Ее разобрали, бревна тщательно промаркировали и перевезли. Однако на новом месте часть бревен, положенных на берегу реки, была унесена сильным половодьем и расхищена. Из оставшихся бревен сложить церковь было невозможно, и от этой мысли отказались.
В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом.
Но осенью того же года храм горел: были разрушены купол и крыша, от падающих углей сгорел пол (по воспоминаниям Г.С. Мирошкина, пожар случился потому, что дети из интерната поселились в храме и готовили в нем еду на костре).
Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа в российской истории, ознаменовавшегося возрождением Церкви, судьба храма изменилась. В 1993 году началось его восстановление.

В 1993 году, будучи священником храма в честь иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости, отец Владимир Кильчевский проводил беседы с людьми, готовящимися к крещению. Спустя несколько месяцев, эти беседы переросли в катехизаторские курсы или, как их называли, библейские группы, поскольку в первую очередь на занятиях изучались тексты Священного Писания, Ветхого, а затем Нового Завета. Поначалу у этих занятий не было статуса курсов: сертификата, учебных пособий, был всего один преподаватель. Но их посещали люди, имевшие огромное желание узнать о Боге, о Церкви и имевшие нужду понять себя, свое место в мире, определить границы надежды.
«Библейские группы были одним из самых дорогих начинаний для меня как священника, — вспоминает отец Владимир. — Не следует забывать, что это был 1993 год: впервые за долгое время служители церкви получили возможность говорить с людьми интеллектуально развитыми, образованными, ищущими. Многие из них уже имели к тому времени дома Библию, пытались в ней самостоятельно разобраться. Это был момент, когда следовало собрать этих людей, ввести в русло православного предания, сориентировать его в нем».
Методика бесед заключалась в том, что катехизируемые приходили на занятия со своими «проклятыми» вопросами, и в этой ситуации только то можно было считать ответом, что проникало в состав убеждений человека. Вопросы могли
задаваться любые, кроме кощунственных. Несмотря на методику вопросов-ответов, существовала программа, рассчитанная на два года обучения. Темы, которые рассматривались, лежат в основе жизни каждого человека и в то же время являются содержанием библейских текстов: «Смысл и цель жизни» (Книга Экклезиаста), «Любовь» (Песнь Песней), «Мудрость» (Книга Премудрости Соломона), «Воспитание юноши или девушки» (Книга Притч), «Отношение церкви и верующих людей к власти» (Послание Апостола Павла) и т.д. Также изучались догматика, литургика, сектоведение и др.
Второй набор на курсы проводился осенью 1994 года. Духовный подъем начала 90-х все еще давал себя знать: два раза в неделю люди собирались по вечерам после работы, приводили своих знакомых, друзей. Первые два месяца, когда происходил набор, от занятия к занятию количество людей прибавлялось настолько, что не хватало приготовленных стульев.
На третий год число желающих заниматься на курсах стало еще больше. К участию в беседах приглашались иеромонах Тихон из храма Святителя Тихона, преподаватели Богословского института из Москвы. В атмосфере этих занятий постоянно присутствовало горячее желание общения и духовного познания. А когда оно ушло, занятия прекратились…
«Немаловажно, что катехизируемые, получив определённые знания, и сейчас продолжают свой путь в вере, — говорит отец Владимир. — Они отплатили мне добром, когда я приехал в деревню с одной полкой для книг, матрацем, без денег, а передо мной стояла задача восстановить огромный храм. Кто-то пришёл на работу в храм, кто-то доставал строительные материалы, кто-то «выбивал» в организациях деньги… Жизнь прихода очень многопланова, и требуется помощь разного характера: от преподавания, писания икон и исполнения церковных песнопений до мытья полов. Всё это делали эти люди. Сейчас они ходят в разные приходы, помогают разным священникам».
Курсы работали в течение 4 лет. За это время удалось обучить около 200 человек.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА

На Руси говорили: есть храмы, построенные князьями, а есть — потом и слезами. Восстановление Преображенского храма шло по второму пути.
В 1993 году здание храма было в аварийном состоянии. Больше десяти лет крыши над основным пространством храма не было. В сводах скапливался снег, который зимой, замерзая, разрывал каменную кладку, а весной, когда снег таял и вымывал связующий своды раствор, они начинали крошиться. Рабочим приходилось надевать каски, потому что из сводов падали кирпичи. Под грузом снега и воды эти своды могли в любой момент обрушиться. В этом случае восстановить свод площадью 460 кв. м на такой высоте было практически невозможно, так как это потребовало бы неподъемных финансовых затрат. Наверху, в главном куполе, зияла дыра в девять квадратных метров — след от попадания танкового снаряда, через которую пролетали галки и было видно небо… Не было ни полов, ни окон, ни дверей. В довершение всего храм трижды пытались обворовать. В первый раз украли принесенные прихожанами иконы, во второй раз воры сломали замок и проникли внутрь, но ушли ни с чем. После второй попытки двери церкви несколько ночей не запирались. К ним была прикреплена записка: «Просьба не беспокоиться и не ломать двери.
Взять нечего».
Целью было вывести храм из этого бедственного положения. Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования, без государственного и частного финансирования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора, оставшегося от склада ядохимикатов, запах которых выветривался многие годы. Это делали сами прихожане, среди которых были в основном женщины, много пожилых.
Очень многие люди вложили свой труд и личные средства в восстановление храма. Невозможно поименно указать всех и подробно описать все этапы восстановления. Ограничимся выражением глубокой признательности и выразим надежду, что Бог, ради Которого они это сделали, не забудет их труд и помянет их во Царствии Своем.