Адрес:
141640, Клинский р-н, с. Новощапово, 32
Телефон: +7 (916) 410 23 24, +7 (49624) 9-01-80
Сайт: www.troickiyhram.cerkov.ru
Проезд из Клина общественным транспортом:
автобусом или маршрутным такси №№ 22, 26, 27, 28, 42, 46, 47, 48 (до остановки «Троицкий храм»)
Проезд из Клина автомобилем:
по стокилометровому кольцу (А-108) в сторону Рогачево около 7 км
Дата постройки:
1835 г.
Престольные праздники:
день Святой Троицы (8-я неделя по Пасхе),
Казанской иконы Божией Матери (21 июля, 4 ноября),
свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря)
Настоятель:
священник Владимир Меднов
Самое раннее упоминание о церкви близ нынешнего Новощапово относится к XVI веку. Храм находился в селе Опалево, названному так по фамилии владельцев. Например, в документе 1550 года упомянут Никита Семенович Опалев. Село находилось недалеко от пустоши Щапово Меньшое и возникшего позднее села Новощапово. Наиболее вероятно, что расположенное на дороге Клин – Дмитров, как и большинство сел по этой дороге, Опалево было разорено польско-литовскими шайками. Пустошь Малое Щапово находилась на противоположной стороне дороги от села Новое Щапово, где была построена каменная церковь.
В документе 1624 года Опалево именуется пустошью. В документе 1646 года говорится: «За князем за Иваном Саниным Мурзиным сыном Мамаевым, что было за дьяком за Гаврилом Левонтьевым жребий деревня Щапово… что было село Опалево», т.е. в то время храм еще не был восстановлен.
В 1678 году сельцо Щапово с деревнями принадлежало Тверскому Иверскому монастырю, «а в сельце был двор монастырский».
Документ 1685 года сообщает о вновь построенной церкви: «В Клинском уезде… за Иверским монастырем село, что бывала пустошь Меньшое Щапово на Сомове Броду и на речке Лютенке, а в нем церковь вновь построена Живоначальныя Троицы, да в приделе Николая Чудотворца, а у той церкви поп Семион Игнатьев».
В документе 1715 года читаем: «За Пресвятыя Живоначальныя Троицы монастырем село Щапово. В том селе церковь деревянная во имя Живоначальной Троицы. При той церкви во дворе поп Аггей Семенов 76 лет. У него Елисей во дьяконах 25 лет». В 1723 году в церкви служил священник Елисей, сын ранее служившего иерея Аггея. В 1756 году тщанием прихожан было построено новое деревянное здание церкви.
Документ 1767 года сообщает о смене владельца села: «Щапово, село Подгородного стана, владение Коллегии экономии, ранее Иверского монастыря и Клинского яма. Писцовая церковная земля церкви Троицы, что в селе Щапове, церковь и кладбище».
С 1770 по 1805 год в церкви служил священник Гавриил Климентов, 1741 г.р. Во время его настоятельства в 1787 году была построена новая колокольня деревянного храма.
Клировые ведомости 1827 года сообщают, что церковь «…зданием деревянная, стоит в твердости, покрыта железом. Двухпрестольная: настоящая (главный престол – прим. сост.) – во имя Святой Троицы, да в приделе святителя и чудотворца Николая – холодная. Утварью церковною довольна».
С 1805 и до 1854 года настоятелем Троицкой церкви был священник Феодор Наумов. Родился он в Московской губернии в 1777 году в семье священника, обучался в Лаврской духовной семинарии. В 1819 году определен благочинным. В его ведомство входило 9 сёл:
— село Щапово – церковь Живоначальной Троицы,
— село Воронино – церковь иконы Божией Матери «Смоленская»,
— село Спас-Коркодино – церковь Преображения Господня,
— село Доршево – церковь Преображения Господня,
— село Покровское – в клировых ведомостях за 1827 год церковь названа Никольской, в последующие годы – Покровской,
— село Трехсвятское – церковь иконы Божией Матери «Казанская»,
— Георгиевский погост (ныне д. Подтеребово) – церковь вмч. Георгия Победоносца,
— село Борщёво – церковь Вознесения Господня,
— Дмитриевский погост, что в Донхове (ныне д. Аксёново) – церковь вмч. Димитрия Солунского.
О. Феодор был одним из самых авторитетных священнослужителей Клинского уезда, членом Клинского духовного правления. В 1854 году он ушел на покой, уступив место священника своему сыну Николаю. Похоронен он у новой церкви за алтарем рядом со своей супругой. До сегодняшнего дня сохранилась верхняя часть надгробия из черного мрамора, на котором написано: «Иерей Феодор Никитич Наумов, ктитор сего во имя Святыя Троицы храма. Священствовал 57 лет, скончался 28 января 1862 года на 85 году от рождения».
11 сентября 1832 года тщанием о. Феодора на новом месте, у деревни Максимково, на тракте Клин-Дмитров, была заложена новая каменная церковь взамен обветшавшей деревянной в Щапове. Датой постройки каменного храма принято считать 1835 год. Клировые ведомости за тот год сообщают, что церковь «…кладкою кроме колокольни кончена, покрыта железом, и один придел в трапезе приуготовлен к освящению».
Храм находится на седьмом километре тракта Клин – Дмитров (в двух верстах от прежнего храма). Около него со временем образовалось поселение, названное Ново-Щапово (ныне Новощапово).
В новой, каменной церкви, в отличие от старой, – три престола: главный, во имя Святой Троицы (дата его освящения неизвестна), и два престола в теплой, трапезной части храма – во имя святителя и чудотворца Николая (освящен 29 июня 1836 года) и в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 26 июня 1838 года).
Церковь построена из красного кирпича с использованием множества белокаменных деталей, стены оштукатурены и выкрашены белой краской. Наружное убранство представляет собой смешение классических и псевдоготических элементов: по бокам основного четверика пристроены портики коринфского ордера, увенчанные фронтонами, сильно пострадавшими от времени, окна обрамлены стрельчатыми наличниками, такой же готический рисунок имеют кирпичные фризы, украшающие второй ярус. Церковь имеет осевую композицию, центром которой является большой двусветный четверик, который венчало пятиглавие, поставленное на сомкнутый свод. Трапезная со стрельчатыми окнами соединяла основной объем храма с трехъярусной колокольней.
Церковь хорошо видна с дороги и даже в теперешнем своем разрушенном состоянии поражает взгляд массивностью и величественностью форм.
Старая деревянная церковь в с. Щапово после постройки нового храма продолжала действовать, но уже как кладбищенская. Упразднена она была в 1847 году. Деревянную колокольню разобрали гораздо раньше и употребили на обжиг кирпича для строительства новой каменной церкви. Впоследствии на месте упраздненной церкви была поставлена часовня, не сохранившаяся до нашего времени. Сейчас на этом месте водружен поклонный крест, у которого в летнее время совершаются водосвятные молебны.
В 1854 году настоятелем Троицкого храма становится младший сын протоиерея Феодора Наумова Николай, выпускник Вифанской семинарии. Скончался о. Николай 8 декабря 1894 года и похоронен рядом с отцом.
11 сентября 1898 года Высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Московским, в Троицкий храм был определен священником Илия Любимов, также выпускник Вифанской семинарии. Пастырское служение о. Илия совмещал с педагогической деятельностью. С ноября 1898 года он был законоучителем в Новощаповском земском училище, а в 1903 году становится заведующим и законоучителем в открытой им церковноприходской школе. По ходатайству Клинского отделения Московского епархиального училищного совета при Кирилло-Мефодиевском братстве, членом которого он состоял, в 1905 году о. Илия был отмечен наградами.
С октября 1910 года настоятелем Троицкого храма служил священник Николай Крестников. Годы его жизни неизвестны, могила же находится за алтарем храма.
25 января 1915 года в Троицком храме начал свое диаконское служение о. Феодор Воздвиженский. В приходском музее хранятся его фотографии и ставленая грамота, выданная Высокопреосвященнейшим Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, после рукоположения Феодора в сан диакона и назначения к Троицкой церкви с. Новощапово. Хиротонию совершил преосвященный Димитрий, епископ Можайский. В 1920-х годах священник Феодор Воздвиженский, будучи настоятелем Троицкой церкви села Новощапово, ушел в обновленческий раскол. Однако позднее перед гробом Патриарха Тихона раскаялся в том, что отошел от православной веры, и вновь был назначен настоятелем Троицкой церкви.
В 1922 году Советской властью из храма с. Новощапово были изъяты церковные ценности под предлогом помощи голодающим Поволжья. Общий вес серебряных изделий – риз с икон, чаши, лампады и другой церковной утвари – составил около 36 кг. В приходском музее хранится копия протокола изъятия.
В 1937 году храм был закрыт. В его помещении долгое время размещался стеклодувный цех. В 1950 году колокольню взорвали. Вместо нее к трапезной храма пристроили кирпичное здание администрации стеклодувного цеха, в самом же храме был устроен склад готовой продукции. В 70-х годах к храму сделали дополнительные пристройки для расширения стеклодувного производства.
До наших дней в церкви частично сохранились полы из метлахской плитки, выложенной трехцветным орнаментом. Уцелели металлические двери. Полностью утрачены живопись внутри храма, пятиглавие, убранство интерьеров и церковная ограда. Частично утрачены фронтоны портиков.
Возрождение прихода Троицкого храма началось в 1993 году. 10 октября 1994 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Алексий Усков. Постоянные богослужения стали проводиться с Рождества 1995 года в небольшом помещении пристройки, так как сам храм был не обустроен.
Начались работы по восстановлению: расчистка храма, возведение крыши. Активное содействие оказали Администрация Клинского района, АО «Русь», местные жители. Со временем богослужениястали совершаться в большом летнем храме: сначала только в теплое время года, а с появлением отопления – и весь год. В помещении, где была оборудована временная церковь, разместилась церковная библиотека.
По своим размерам Троицкий храм считается одним из самых больших в Клинском районе, для его восстановления требуется много строительных материалов и денежных средств. Поэтому реставрация продвигается не столь быстро. Сейчас ведутся работы в трапезной части храма, на очереди – восстановление пяти глав над четвериком.
По воскресным дням после богослужения прихожане вместе с настоятелем собираются на чаепития, во время которых обсуждаются различные духовные вопросы и проводятся катехизические беседы.
В храме находится частица мощей святого благоверного князя Михаила Черниговского.