В этом году мы отмечали важный юбилей – 25 лет Православной классической гимназии «София». Когда гимназия распахнула свои двери для первых учеников, мало кто представлял, каким должно быть православное образование. Не существовало единого стандарта, не были разработаны методики. Фактически педагоги гимназии начинали работу с чистого листа.

 

          Сейчас в Московской епархии много православных учебных заведений. И у каждой школы – своя педагогическая концепция. Однако есть один объединяющий фактор любых православных образовательных методик – духовная жизнь. По мнению святых отцов, это наука из наук. Святитель Василий Великий предсказывал, что настанет время, когда люди доберутся до звезд, поймут, как они устроены, но познать самих себя многие не смогут. И в ближайших материалах мы попытаемся не просто рассказать о работе гимназии «София», но и понять, как сделать православную образовательную среду более востребованной в семье и обществе. Своими размышлениями о проблемах современного православного образования и воспитания поделятся священники и педагоги.

Инга Филиппова

          Ни в коем случае не ставя целью обобщить проблемы наших православных учебных заведений, хотелось бы сказать о некоторых «болевых точках» и слабых местах православных гимназий, возникших на рубеже 2000-х годов и перешедших уже из неофитства в стадию традиций и накопления знаний. Эти размышления – моя личная точка зрения, основанная на многолетнем опыте работы в православных учебных заведениях.

Конец девяностых и двухтысячные годы – время, когда повсеместно открываются православные детские сады, школы, гимназии, курсы, училища. В процентном соотношении к учебным заведениям их немного, но они вносят разнообразие в образовательный процесс и в идеале должны укреплять нравственную и духовную жизнь и отдельного ребенка, и общества в целом.

Основные цели любого православного учреждения – это введение учащихся в «ткань» Церкви, воцерковление и соборность. Образование как накопление знаний здесь носит в определенной мере прикладной характер, поэтому нецерковному или малоцерковному ребенку приходится не только учиться и осваивать основные дисциплины, но и воспринимать нечто новое, те знания, которые для него раскрываются только в стенах православной школы.

Двойная учебная нагрузка, увеличение предметов и учебных часов, внеклассных занятий и факультативов… Не всем школам удается сбалансированно составить расписание. Отсюда возникает критика со стороны родителей, подчас вполне обоснованная.

Существуют и другие проблемы – доступность подачи материала и уровень преподавания. В лучшем случае занятия ведут священнослужители, имеющие педагогическое и духовное образование, но зачастую это послушание возлагается по необходимости на людей, имеющих очень отдаленное отношение к педагогике. Можно провести несколько уроков, основываясь на своих талантах, ораторском мастерстве, интересных историях, но необходима четко выстроенная система, а с этим есть серьезные трудности во многих православных школах. Бывает, что учителя-предметники уводят курс в историческую, философскую или иную сторону, не затрагивая главное – роль Бога в истории человечества. И если это могло быть оправдано в 90-е годы, сейчас иная ситуация. И где те, кто умеет и может преподавать, почему существует нехватка профессионалов в церковных дисциплинах?

Другая проблема – слабая методологическая база: иногда создается ощущение, что преподаватели ведут занятия по пособиям XIX века и используют всё, что там написано, без учета современной реальности. Но православная школа должна вбирать в себя не только исторические материалы, но и весь накопленный опыт русской и советской систем образования. Безусловно отвергая советскую идеологию, следует изучать методики работы педагогов-новаторов, педагогов 30–60-х годов XX века, а также современные подходы в образовании и воспитании.

Наши гимназисты получают знания о Боге, Церкви, даже не задумываясь, какую ценность им преподносят. Эти знания становятся своего рода «разменной монетой» – не собраны в единое целое, не выкристаллизованы, а легко получены. Ребенок хорошо рассказывает, что такое литургия, из каких частей она состоит, знает наизусть молитвы, но вот живут настоящей христианской церковной жизнью лишь единицы. Получается, что знания есть, а жизни в Церкви нет. Молитва превращается в текст, который необходимо выучить, чтобы получить оценку. Отсюда и охлаждение в вере, часто бывающее у учеников в старших классах: то, что самим не усвоено в опытном действии, трудно сохранить. Логично сделать вывод, что вера появляется там, где есть труд над своей душой. И как много возможностей появляется, когда подростку открывается вся красота Божиего мира, когда он сам становится искренне верующим и ощущает присутствие замысла Божиего в своей жизни! И здесь очень важна роль духовника или священника, имеющего возможность и добрую волю помочь ближнему.

Протоиерей Евгений Мальков,

благочинный церквей Клинского округа

Автор: Протоиерей Евгений Мальков, Инга Филиппова

Фото: Кирилл Маценов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *