Статус: действует.

Адрес:
141600, г. Клин, ул. Папивина, 16а

Телефон:
8 (49624) 2-44-65
+7 (903) 503-55-92

Сайт:
http://uspenskiy-chram-klin.ru/

Настоятель:
Протоиерей Александр Владимирович Горовский

Дата постройки:
1539–1542 гг.

Престольные праздники:
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

Чтимые святыни:
Распятие Христа Спасителя с частицей Креста Господня.

Частицы мощей Святых Угодников Божиих:
Крестителя Господня Иоанна
Вмч.и Исцелителя Пантелеимона
Прав. Петра-Нилы (дочь Апостола.Петра)
Святителя Петра Московского
Святителя Филиппа Московского
Новомученика и исповедника Константина Богородского
Святителя Фаддея (Тверского)
Мучениц Татияны, Иулии, Анастасии Узорешительницы, Фотинии

Чтимые иконы:
Успения Пресвятой Богородицы
Плащаница Пресвятой Богородицы
Плащаница Христа Спасителя
Распятие Христа
Воскресение Христово
Феодоровская икона Божией Матери
Преображение Господне
Всех святых (О Тебе Радуется)
Св.Николая Чудотворца
Св. мученика Вонифатия
Св.Петра
Св.Филиппа
Св. Великомученика Пантелеимона

Проезд в Клину:
От автовокзала на маршр.такси или автобусах № 3, 10, 11, 17, 18, 30, 40 до остановки «Советская площадь» далее пешком.

Проезд автомобилем:
По Ленинградскому шоссе, далее по улице Чайковского, затем поворот на улицу Папивина.

О храме

Учреждение монастыря. Первая в городе каменная церковь

Первое известное упоминание о Клине как городе относится к 1317 году. Возник он и развивался в глубокой излучине реки, на пересечении дорог Москва – Тверь и Воло­коламск – Дмитров. Городище было совсем небольшим – 70 на 45 саженей (140 на 90 м). Деревянно-земляная крепость (ширина зем­ляного вала достигала 12 м) запирала узкий перешеек петли реки Сестры. Размеще­ние посадов напоминало крылья бабочки: один располагался в петле реки, другой – снаружи. Снаружи при крепостных воротах располагался и городской торг, соединен­ный мостом с небольшим Торжком в зареченском посаде.Деревянный храм, а впоследствии Ус­пенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение – «одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет» и с высоты которого в «окололежащие сторо­ны приятный вид простирается». Со време­нем монастырь стал духовным градообра­зующим центром, а главный монастырский храм являлся городским собором.

Время возникновения обители с досто­верностью неизвестно. Догадки об учреж­дении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу люби­телей краеведения, не находят подтверж­дения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверско­го княжества. Небольшой Успенский мона­стырь был приписан к Тверскому архиерей­скому дому, который возник в 1247 году. В XVII–XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Ста­рица с уездами. В 1799 году Тверская епар­хия была приведена в соответствие с грани­цами Тверской губернии.

Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духов­ной грамоте, Матвей Иванович Левашов да­вал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дья­коны, и с проскурником, и с попом на соро­коуст».

Время завершения строительства камен­ного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, од­нако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.

Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н. М. Карамзин изобра­зил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сооб­щали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они оосновываются на том, что в царском «Синодике опальных» упоминается имя только оной жертвы в Клину – некоего каменщи­ка Ионы.

Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор с построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предпо­лагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.

8 января 1572 года в Клин из муромской ссылки прибыл шведский посол епископ Павел Юстен. Здесь же в это время находился и царь Иван Грозный, намеревавшийся идти войной на шведского короля Юхана III. Остен писал, что Иван Грозный вместе со своей свитой жил вне пределов города северном берегу реки. Однако аудиенция царя с послом прошла непосредственно в городе. Можно предполагать, что Иван Грозный останавливался именно в Успенском монастыре.

Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря – была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.

В архиве Московского Кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича Романова. Из него следует, что когда царь был на охоте (возможно в Круговской волости), у царицы случились преждевременные роды, и «страха ради смертного» новорожденного младенца крестили в Успенском храме г. Клина. Этим младенцем был будущий император Петр I.

Следующая страница в истории мона­стыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михай­лович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители – Иверскому мона­стырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послу­жил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поезд­ку вместе с Сербским архиепископом Гав­риилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники при­были в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Го­сподня. Архидиакон Павел писал: «Древ­ний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии… занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин».

Документ 1685 года сообщает, что «под­ле города Клина на посаде монастырь Успе­ния Пресвятой Богородицы». В документе 1709 года говорится о двух храмах на тер­ритории монастыря: «За валом клинский Успенский монастырь мужской. В том мо­настыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой цер­ковной утварью, что есть в них. В том мо­настыре братия: иеромонах Нифонт, иеро­монах Иосиф».

Документ 1715 года упоминает священ­нослужителей монастыря: «игумен Иоасаф Потапов 49 лет, иеромонах Иларион 45 лет, иеродиакон Иринарх 35 лет».

В документах за 1624, 1646, 1678 и 1710 годы сообщается, что монастырь владел деревней Прасолово (в современной транс­крипции – Праслово), находящейся к севе­ру от обители за р. Сестрой.

Упразднение монастыря

К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась по­литика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в резуль­тате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 – за штатом, на собственном содержании. В число выве­денных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину.

Вот как описано состояние монастыря в тот период:

В соборной Успенской церкви окна све­тового барабана заделаны досками, дере­вянные двери – в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви – из плит белого камня, – «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля – тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно но­вым. Собор, несмотря на небольшие раз­меры, не отапливался.

Далее описывается каменная двухэтаж­ная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах по­ломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоеди­нен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны».

При соборной церкви указана двухэтаж­ная колокольня, крытая тесом. Все про­чие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две на­стоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, по­греб, братская баня, два сарая с сеновалом.

Территория обители занимала площадь 153 х 64 м2 и была обнесена деревянным забором, периметр которого составлял 435 м. Непосредственно к монастырю при­мыкал скотный двор, строения которого были ветхими и гнилыми, никакого скота на момент составления «Описи» не имелось. Рядом с монастырем у реки был разведен огород на площади порядка 400 кв. саже­ней, на котором высаживали капусту только для монастыря, а не на продажу. «При оном монастыре, как в городе, так и за городом, дворов и садов никаких не имеется», не было замечено и никакого начатого стро­ительства. Подворий, школ и богаделен за монастырем не состояло.

Храмы упраздненного монастыря ста­ли приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году зда­ние Успенской церкви подверглось рекон­струкции. К храму были пристроены трапез­ная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. При­внесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тог­да же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прош­лых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонеж­ского.

В конце XIX века церкви принадлежали каменная богадельня, построенная в 1881 году, в которой проживали просфорница и бедные женщины разных сословий, и дере­вянная часовня в д. Белавино. Приход церк­ви состоял из граждан г. Клина и жителей деревень Праслово, Белавино и Шевелево.

С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях.

Причет

В конце XIX века в церкви служил священ­ник Николай Александрович Поспелов, сын псаломщика. В 1874 году он окончил Московскую духовную семинарию, в 1875 году определен в псаломщики к Благове­щенской церкви в Пыжах. В 1877 году ру­коположен во священника и определен в Успенскую церковь. С 1877 по 1891 год со­стоял законоучителем Клинского мужского приходского училища и нижних чинов 28-го резервного батальона. Свое служение по собеседованию с нижними чинами клинско­го войскового управления проводил с 1889 по 1899 год. Также с 1894 по 1898 год был секретарем Совета клинского отделения епархиальных училищ. С 1891 года состоял законоучителем клинского женского двух­классного училища. Вел в клинском Троицком соборе собеседования с народом.

Диаконом в тот пе­риод был Константин Ефимович Никольский, сын псаломщика. С 1872 по 1879 год рабо­тал учителем. В 1879 году был произведен во диакона к Успенской церкви г. Клина. С 1885 по 1900 год состоял законоучителем Новощаповского земского училища. Награжден серебряной медалью «За усердие».

Вместе со священником и диаконом в церкви служили псаломщики Сергей Сер­геевич Успенский и Константин Степанович Троицкий.

19 октября 1917 года в храм был назна­чен священник Сергий Щедров, ранее слу­живший в тюремной церкви. С 1922 по 1924 год в церкви служил священномученик Алексий Никонов. 26 сентября 1924 года священники Алексий Никонов и Алексий Воробьев были арестованы по обвине­нию в том, что они без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина со­брание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской вла­стью Православия. 27 февраля 1925 года о. Алексий Никонов был приговорен к высылке в Нарымский край на два года. В 1936 году он был снова арестован и приговорен к за­ключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Священник Алексий Никонов скончался 29 октября 1938 года в Севжелдорлаге. Причислен к лику святых.

В 1926 году в Успенском храме служил священник Николай Александрович Бруни (1891–1938), потомок знаменитой художе­ственной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника.

Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 года в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет пос­ле ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест слу­жения – Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдаю­щимися людьми – о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близ­ким другом и однокурсником О.Э. Мандель­штама (который сделал его прототипом ге­роя рассказа «Египетская марка»), дружил с А.А. Ахматовой, В.Ф. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н.А. Бруни со­вершил панихиду по умершему А.А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.

После закрытия храма, оставшись в Кли­ну без места священника, по протекции зна­комых он устроился переводчиком в Моск­ве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной рабо­той – например, чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников.

Благословляю я суровую разлуку,

Молитвой молодой меня наполнил ад,

И радостью я называю муку,

И дни, как свечи, яркие горят…

Н. А. Бруни

В 1934 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции и сослан в Ухту. В лагере заключенные на­зывали его «отец Николай». В 1937 году по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Этот памятник до сих пор является достопримечательно­стью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни сделал посмертный рисунок Пушкина в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни изваял скульп­турный памятник поэту.

4 апреля 1938 года о. Николай был рас­стрелян. Как позднее рассказывал уцелев­ший свидетель казни, перед смертью свя­щенник призвал всех приговоренных встать с колен, а сам обратился к Богу и запел мо­литву.

Закрытие и возрождение храма

В советское время храм постигла общая участь – 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взор­вана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании разме­щались медицинская библиотека, медицин­ский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!

В послевоенное время после посещения Бельгийской принцессой музея П.И. Чай­ковского ею было совершенно пожертво­вание в Министерство Культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведе­на в 1962–1967 годах под руководством из­вестного архитектора Н. Н. Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первона­чальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного ше­девра лучшего применения, чем устроить в нем склад треста столовых.

В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на празд­ник Успения Пресвятой Богородицы.

В 1994 году неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской ар­хитектуры, церковь обрела «голос».

11 ноября 1998 года отреставрирован­ный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Центральное место в церкви занимает современный иконостас, выполненный ма­стерами Тверской школы церковных ре­месел в стиле древнерусской иконописи. Многие иконы были специально написаны для Успенского храма: икона Божией Ма­тери «Неупиваемая Чаша», Всех святых, святителей Петра и Филиппа. Две плащани­цы – Спасителя и Божией Матери – были созданы руками прихожан. Благотворители передали в дар храму великолепные иконы Преображения Господня, Божией Матери «Феодоровская», вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца. Главные святыни храма – частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Пресвятой Богородицы. Особыми святынями являются частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, сщмч. Константина Богородского, прмч. Игнатия Афонского, прав. Симеона Верхотерского.

В мае 2011 года между храмом и звонницей был торжественно установлен памятный крест. На мраморной доске у его подножия выбиты имена клириков Успенской церкви, служивших в ней в XVIII–XX веках.